Аэродинамические обвесы на иномарки
|
|
Современная отделка (дерево, стеклопластик, кевлар, карбон)
T e к с т - Даниил Шургальский Ф о т о г р а ф -
Но ведь нам, водителям и пассажирам, автовлюбленным и автоэксплуататорам, важно, как будет выглядеть то, на чем мы едем, на чем нас везут и куда мы посадим свою возлюбленную(ого).
Отделка экипажа, как внешняя, так и внутренняя, заботила производителей и владельцев еще до начала эпохи автомобиля. Кареты, блиставшие золотом инкрустаций, резными барельефами, бархатными обивками и другими полезными и не очень элементами, не только радовали глаз и создавали дополнительные удобства, но и являлись своеобразной визитной карточкой владельца, идентификатором его благосостояния и положения в обществе.
И сегодня для многих автомобиль не является просто способом доставки из пункта А в пункт Б. Крайне важно, чтобы автомобиль не только хорошо ездил, но и выглядел достойно. А некоторые автовладельцы - и таких год от года становится все больше - желают проявить индивидуальность, выделиться из общей стандартной массы, заявить о своих увлечениях, пристрастиях, материальном состоянии и положении в обществе, наконец, просто сделать свой автомобиль непохожим на соседский. Осуществить это можно разными способами и разными материалами. В настоящее время при большом желании и немалых деньгах можно кардинально, буквально до неузнаваемости изменить свой автомобиль и внешне, и внутренне.
Дерево
В добрые старые времена практически единственным материалом, используемым для отделки, было дерево. Да что там говорить, первые автомобили часто имели даже рамы и детали кузова деревянные, не говоря уж об элементах салона (раньше, правда, и салона-то толком не было). И теперь дерево, пусть и в меньшем объеме, используется для отделки салонов современных автомобилей.
В основном дерево можно встретить в интерьерах дорогих машин представительского класса. Разумеется, это не ельник или сосновые доски. Хотя. Дело в том, что массив, т.е. цельные куски натурального дерева, в отделке автомобилей на заводах используется крайне редко, но в "частном" тюнинге массив применяется довольно часто.
Львиная доля дерева в современных автомобилях (именно дерево, а не его пластиковая имитация) - это шпон. Шпон - это лист натурального дерева толщиной 0,5-3 мм. При работе с этим материалом используется основа (чаще всего фанера), на которую он и наклеивается. В западных автомобилях в качестве основы используют специальную бакелитовую фанеру (у нас ее больше знают как "финская фанера"). Она очень хорошо противостоит воздействию влаги, тепла и химикатов.
Почему заводы предпочитают шпон массиву? Натуральное дерево, обладая собственной волокнистой структурой, которая не всегда ровная и четко сориентированная, сильно подвержено воздействию тепла, солнечного света, влаги, химических веществ и т.д. Летом, на солнце, когда салон автомобиля может нагреваться до очень высоких температур, или зимой при охлаждении деталь, изготовленная из массива, может повести себя непредсказуемо. Ее может повести, панель может потрескаться или даже лопнуть.
Но и это еще не все. Столь распространенные в последнее время деревянные накладки на торпедо или дверные панели изготавливаются из шпона на фанерной основе со специальной металлической подложкой, чаще алюминиевой. Эта прокладка является необходимым конструктивным элементом, позволяющим придать большую жесткость всей детали и обеспечить более прочное крепление. В серьезных фирмах такая пластина внедряется в процессе склейки фанерной подложки и становится ее неотъемлемой частью.
Иногда в автомобиле можно встретить и более сложные элементы из дерева. Ручка КПП - самый простой из них. "Деревянный" руль - более сложный предмет, и на нем лучше всего показать отличие технологий массива и шпона.
И "массивный", и "шпоновый" рули имеют стальной каркас, на который надевается деревянная оболочка. При нагреве тела, как известно, расширяются, а при охлаждении - наоборот. Для того чтобы дерево не треснуло, между ним и сталью прокладывается некий демпфер, защищающий от взаимных деформаций.
Из массива делаются половинки, которые надеваются на металлический обруч и склеиваются друг с другом. "Шпоновая" технология несколько сложнее, но такие рули значительно крепче "массивных". Из шпона толщиной 2-3 мм необходимого сорта дерева выклеивается "бублик" или необходимый сегмент, если предполагается оформить деревом лишь часть рулевого колеса. Далее из получившейся болванки вытачивается деталь нужной конфигурации и производится ее первоначальная обработка. Затем в уже практически готовом изделии фрезеруется паз. В нем закрепляется приготовленный заранее металлический каркас рулевого колеса со спицами. Оставшаяся щель заполняется шнуром из того же шпона. В результате получается рулевое колесо, внешняя, видимая сторона которого представляет собой цельный элемент, а место вклейки стальной основы обращено к приборной панели.
Последним этапом работы является окончательная шлифовка и лакировка. Если необходимо, используются специальные колеровочные пропитки, позволяющие нивелировать стыки отдельных элементов. Далее изделие покрывается лаком.
Существует мнение, что если делать руль из цельного куска дерева, то при аварии, если рулевое колесо ломается, массив дерева может дать острые кромки, щепки, тогда как наборный шпоновый руль более безопасен. Но стоит заметить, что аварии, в которых ломается руль, как правило, уже сами по себе несовместимы с жизнью. Кроме того, во всех современных автомобилях применяются специальные подушки безопасности, исключающие удар водителя о руль.
Технологии работы с деревом обычные: рубанок, струбцины, различные резцы, лобзик, шкурка и т.д. В массовом производстве, если нужно добиться хорошей повторяемости, порой используются специальные станки, которые обрабатывают заготовки и изготавливают изделие по лекалу или заложенной программе. Но в любом случае каждый элемент отделки, выполненный из дерева или с использованием шпона, это не простая штамповка и не ширпотреб, а кропотливый труд мастеров-краснодеревщиков. Даже при массовом производстве изготовление таких деталей интерьера не обходится без ручного труда.
Для защиты изделий из дерева используются различные пропитки и лаки. Современные лаки настолько хорошо защищают дерево, что о такую деталь можно хоть окурки гасить, не говоря уже об устойчивости к появлению царапин.
Из наиболее популярных сортов дерева можно отметить следующие: американский орех, различные породы клена (один из самых красивых - так называемый "птичий глаз"), черное дерево. Последнее - одно из самых дорогих. Пресловутое "красное дерево" может быть и дорогим оттенком клена и дешевкой, из которой за границей тару делают. Для сравнения можно сказать, что квадратный метр шпона толщиной 0,5 мм какого-нибудь простого "красного дерева" может стоить менее $1, в то время как шпон клена "птичий глаз" - около $40. А существуют сорта дерева, стоимость шпона которого будет зашкаливать за $100.
А вот как отличить настоящее дерево от его пластиковой имитации, сказать довольно сложно. Вряд ли вам разрешат поковырять деталь или снять ее для проверки. Современные технологии дошли до такого совершенства, что пластиковые накладки выглядят абсолютно так же, как и настоящее дерево, а служат порой даже лучше. Переплачивать за натуральность или беречь природу? Вам решать.
1 | 2 | 3
|
|
Главная
|