Эль Тюнинг - внешний тюнинг автомобилей ВАЗ

Внешний тюнинг автомобилей ВАЗ
Продажа компонентов тюнинга

Оплата
и
доставка
  Главная Карта сайта Обратная связь Контакты с эль Тюнинг Добавить в избранное Портал тюнинга автомобилей ВАЗ: аэродинамические обвесы, колесные диски, оптика  

Аэродинамические обвесы на иномарки



Задать вопрос


ООО «эль Тюнинг»
+7 (495) 410-60-78
info@el-tuning.ru





Курсы ковки и литья

T e к с т - Даниил Шургальский
Ф о т о г р а ф -

Увеличить

После его изобретения колесо проделало очень большой путь в прямом и переносном смысле. С каждым годом совершенствуются технологии производства, появляются новые материалы, используются оригинальные компоновочные решения.

Увеличить

Стальные колеса часто называют штампованными, что прямо указывает на метод их производства. Действительно, составные части колеса изготавливают из листового металла на специальных прессах методом холодной штамповки: диск штампуется, а обод раскатывается в фигурную полосу и затем гнется в кольцо, а его торцы свариваются. Затем отдельные части соединяют друг с другом сваркой (точечной или сплошной) или (что реже) болтами.

Сталь как материал имеет свои плюсы и минусы. Она до сих пор является самым дешевым конструкционным материалом, а технологии производства стальных колес просты и незатейливы.

Кроме дешевизны, стальные колеса имеют еще одно интересное преимущество перед легкосплавными собратьями. Пластичность материала позволяет стальным колесам при ударе не лопаться, а лишь деформироваться. Причем в определенной степени сохраняется геометрия колеса, и есть вероятность, что шина не разгерметизируется.

Опять же, благодаря свойствам материала стальные колеса можно восстановить после повреждений. Стандартное замятие ободьев колес, часто случающееся на наших дорогах, может быть устранено прокаткой.

Однако та же сталь имеет ряд минусов. Сталь плохо сопротивляется коррозии, поэтому такие колеса приходится защищать специальными покрытиями, а, учитывая качество наших дорог, можно представить, как долго будет жить любая защита. Кстати, и прокатка колес приводит к нарушению защитного слоя.

Еще один "недостаток" - скудность дизайна не выдерживает никакой критики. Так могут утверждать те, кто никогда не видел хромированных стальных колес. Особенно они распространены в Америке, и чаще всего на внедорожниках. Там же можно встретить просто сногсшибательные, стильные спицевые колеса (которые также относятся к отряду стальных). Эти диски по дизайну дадут фору любым новомодным легкосплавным.

А вот другой недостаток "штамповки" уже явный и сомнению не подлежит. Стальные колеса имеют довольно большой вес. Причем никакими ухищрениями снизить его нельзя, поскольку это возможно лишь путем уменьшения толщины стального листа, а это влечет за собой снижение прочностных характеристик всего колеса.

Легкосплавные колеса

Снижение веса - одна из самых главных задач, которую решают конструкторы, материаловеды и изобретатели с времен появления самого колеса. Известно, что колеса составляют основную долю неподрессоренных масс автомобиля и снижение их веса крайне благотворно сказывается на работе подвески: увеличивается плавность хода, улучшается реакция подвески, и обеспечивается более уверенный контакт колеса с дорогой.

Расчеты специалистов доказывают, что снижение неподрессоренной массы (колеса и детали подвески) на 1 кг эквивалентно увеличению массы кузова (подрессоренной массы) на 15-20 кг, а для 4 колес все 60-80. То есть автомобиль стал легче, что означает не только улучшение ходовых качеств, но и снижение расхода топлива, повышение разгонной и тормозной динамики, управляемости и т. п., а ощущения при этом более комфортные, как на нагруженной, тяжелой машине: автомобиль идет плавнее, мягче.

Легкосплавные диски прочные и имеют хорошие демпфирующие способности. В зависимости от использованных сплавов меньше подвержены коррозии. Правда, этот факт не отменяет необходимости в защите колес лаками и эмалями. Также важен тот факт, что теплопроводность колес из легких сплавов почти в 7 раз выше, чем у стальных. Это свойство способствует более эффективному отводу тепла от ступицы и тормозных механизмов.

Самый большой недостаток всех легкосплавных колес - неремонтопригодность. Восстанавливаются они с большим трудом. Малые повреждения, в принципе, могут быть восстановлены аргоновой сваркой и даже заплатками для небольших сколов. При отсутствии трещин легкосплавное колесо можно прокатать и восстановить геометрию (при малых повреждениях), но эффекта, как в случае со "штамповкой", ожидать не стоит. Такие колеса уже долго не проживут. На этом единство легкосплавных колес заканчивается. Далее идут различия в технологиях производства и используемых материалах.

Литье

Увеличить

Впервые литые диски появились в 60-х годах прошлого века. Технология их изготовления достаточно проста и банальна. Расплавленный металл заливается в форму. После остывания заготовки проводится обтачивание посадочных поверхностей и сверление отверстий. Так получается колесо.

Сам процесс литья может проходить под низким давлением, с противодавлением, гравитационным методом, и выглядит это примерно так: в специальной печи (или нескольких) расплавляют алюминий при температуре около 1000°С

Ряд фирм используют готовые сплавы, закупая их в слитках, другие приобретают чистый алюминий и создают свою рецептуру уже на месте. Далее расплав переливают в другую емкость и перемешивают для очистки от окислов. Затем металл разливается по специальным литьевым машинам, которые подают его уже в литьевые формы. Литье колеса занимает несколько минут. Потом готовые колесные отливки проходят термообработку (длительный нагрев и медленное охлаждение). Это позволяет дополнительно упрочнить колесо и снять все внутренние напряжения металла.

Преимущество литья состоит в том, что колесу можно придать практически любую форму. Именно поэтому столь много вариантов дизайна у литых колес. Этот метод позволяет добиться плавности линий и законченности изделия, не требующих большой последующей доработки. Кроме того, литье - почти безотходное производство, следовательно, снижается себестоимость продукции.

Однако литье имеет один существенный недостаток. Кристаллическая структура металла в литых изделиях хаотична, не имеет строгой направленности. В процессе литья могут образовываться литьевые раковины, пустоты и т. п. Случается даже, что через такие поры бескамерная шина теряет воздух. Учитывая это, все литые колеса должны проходить специальный рентгеновский контроль (сертификат РОСТЕСТ выдается только продукции, прошедшей такой контроль). Колеса с обнаруженными дефектами направляются на переплавку. Такое свойство литья несколько ослабляет готовое изделие, делает его более хрупким, склонным к возникновению скрытых микротрещин. Раньше по этой причине при повреждении литые диски трескались и даже могли лопнуть. Теперь, по требованию сертификационных организаций, сохранение целостности является обязательным условием, и современные литые колеса не трескаются, а лишь сминаются.

Из-за этой особенности литых изделий конструкторы вынуждены добиваться необходимой прочности путем утолщения диска и обода, что несколько увеличивает вес колеса. Но, несмотря на это, литые легко-сплавные колеса легче своих стальных собратьев на 15-30% и значительно прочнее. Правда, встречаются дешевые легкосплавные "тяжелые" колеса, чей вес практически равен стальным. Особенно этим грешат колеса турецкого производства.

Самой сложной деталью в производстве литого колеса является обод, а ведь именно он требует максимально возможного облегчения, поскольку специалистами отмечено, что увеличение толщины обода на 1 мм повышает вес колеса, в зависимости от его размеров, в среднем на 1 кг. В этом смысле литье явно проигрывают ковке.

Правда, производители придумали методы решения этой задачи. Существует технология прокатки обода специальным роликом, в результате чего происходит нагартовка, повышающая прочность обода.

Баварская фирма BBS использует другую интересную технологию. После отливки колеса его обод раскатывают под нагревом. При прокатке колесо нагревают до 300°С и "вытягивают", как на гончарном круге. Получается литой диск с практически кованым ободом (хотя правды ради стоит сказать, что по прочности такое колесо все же несколько уступает настоящему кованому).

Та же фирма использует еще один прием для облегчения колеса. Для автомобиля Porsche 911 BBS выпускает колеса с литыми полыми спицами. "Полый" диск отливается отдельно, а затем приваривается к отдельно отлитому ободу.

Литье имеет и еще одну особенность. Различные партии могут несколько отличаться по характеристикам друг от друга. Любое изменение технологии, рецептуры и т. п. может несколько изменить свойства готового изделия. Поэтому производители для отслеживания качества своей продукции вынуждены каждый раз осуществлять контрольную отливку, резать и разрушать ее, оценивая структуру металла и механическую прочность изделия.

1 | 2



Главная | В избранное | Контакты | Обратная связь | Карта сайта
© 2004-2010 компания «эль Тюнинг»
Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования
Авто MP3 проигрыватель CAA для Mazda